
Все, наверное, слышали байку про то, что на осмотр каждого экспоната в Эрмитаже нужно несколько лет. Коллекция, действительно, впечатляющаая. Но и я в живописи не совсем уж профан, чтобы смотреть всё подряд. Поэтому я бодренько пробежался к залу горячо любимого мною Рембрандта, попутно задержавшись у Тициана, Рубенса и Кранахов. К Леонардо, конечно, тоже зашёл - к нему пробиться сложнее всего: зал оккупирован китайцами. Народу на первый взгляд - тьма, а на второй - все они сосредоточены в зале Леонардо, толпятся перед "Данаей" Рембрандта, и Тициановым "Себастьяном", а всё остальное пробегают транзитом.
Но если вы мой ЖЖ читали раньше, возможно знаете, что я старым мастерам предпочитаю не очень старых. Поэтому, отдав дань уважения титанам, я отправился на другую сторону Дворцовой площади - в Главный штаб, где показывают живопись поновее.

Тут - Матисс, Сезан, Гоген, Пикассо, Дега, Ван Гог и т.д. и т.п.



Здесь уже нет таких толп туристов, ко всему можно подойти и спокойно посмотреть. Да и сам музей современней - больше света, воздуха, смотреть приятней. Картины из коллекций Щукина и Морозова - вторая их половина осталась в Москве, в Пушкинском. Объединить бы их обратно - вот получился бы мощный музей модернизма. Но зато так их в обоих столицах можно посмотреть.
А вообще, конечно, надо низкий поклон отвесить и Щукину с Морозовым, и царственным собирателям Эрмитажной коллекции. Благодаря им не только мы имеем возможность всё это увидеть у себя на родине, а и все художники русские вдохновлялись и учились. Случился бы русский авангард, если бы Щукин с Морозовым не привозили в Москву свежачок из Парижа? А вот не факт.
Вообще влияние собирателей и меценатов (добавим к вышеупомянутым ещё и Мамонтова, Третьякова и многих других) на русскую живопись - тема интересная. Надо будет почитать-поизучать (а потом, может, и написать)
Journal information